Прежде, чем начать свой долгий и, надеюсь, нескучный сказ, хочу выразить особую благодарность Younoid за ценные советы, Дину Богойко за экскурсию и возможность ощутить все красоты и прелести острова, а также участников нашей отважной команды, решившихся на такое приключение и, в особенности мою супругу, которой выпало провести медовый месяц в палатке в холоде и сырости в окружении медведей и змей.
Прежде, чем начать свой долгий и, надеюсь, нескучный сказ, хочу выразить особую благодарность Younoid`у за ценные советы, Дину Богойко за экскурсию и возможность ощутить все красоты и прелести острова, а также участников нашей отважной команды, решившихся на такое приключение и, в особенности мою супругу, которой выпало провести медовый месяц в палатке в холоде и сырости в окружении медведей и змей.
Итак, поехали! Пунктом отправления послужил аэропорт Домодедово. Лететь напрямую не хотелось по нескольким причинам — во-первых, дороже, во-вторых, неинтересно. У нас же зрел другой план.
Эта пташка нас доставит в Красноярск:
А оттуда транзитом мы летим в Хабаровск.
Планировалось, что в Емельяново (аэропорт Красноярска) мы будем ждать не больше полутора часов, но, уже пройдя регистрацию, выяснилось, что рейс задерживается на неопределённое время в связи с опозданием целой группы транзитников из Худжанда.
Спустя четыре часа ожидания стало ясно, что лететь нам предстоит в полностью таджикском самолёте, где русский знаем только мы и стюардессы. Забавно наблюдать, как бедные девушки пытаются объяснить, чем отличается курица от свинины и почему при посадке не стоит ходить по салону и доставать вещи с полки багажа…
Самое обидное это то, что в Хабаровск мы прилетели уже в сумерках, а, пока добрались до хостела и привели себя в норму, на улице было уже совсем темно. Планам осмотреть всё не суждено было сбыться. И всё же набережная Амура нас поразила:
К тому моменту уровень воды был около 6-и метров и продолжал расти. Страшно подумать, что через две недели он поднимется ещё на два метра и эти мешки станут малоэффективны.
Памятник Муравьёву-Амурскому известен всем, кто хоть раз в жизни держал в руках пятитысячную купюру:-)
Ранним утром следующего дня нас уже ждали сотни километров железных дорог, вид из окна поезда на воспетый в романах Арсеньева суровый Сихотэ-Алинь, соседи по плацкарту… Не ждал нас только сам поезд Владивосток — Советская Гавань, а посему надо было торопиться.
Такой вот олдскульный трамвай — не редкость на дорогах Хабаровска.
А это уже тот самый вид из окна поезда. Амур беспощаден.
Воон тот красный пунктир справа на фотографии — торчащий из воды шлагбаум. Так-то!
В Москве такое называют «бомжпакетом», «БП», «суп-кирпичом», «дожираком»; здесь же он — «рамён» или по-просту «라면», так как по-русски на нём ни слова нет, а в магазинах к ним прилагаются палочки. Ядрёно-острый, но, почему-то весьма вкусный.
Комсомольск-на-Амуре. Стоянка ровно час. Всем выйти в обязательном порядке. Туалет на вокзале по билету, там же скамеечки и поесть. Чего копаетесь — быстро вон из вагона! Да мы, собственно, и не против.
Как заново в Советский Союз попали! Кругом атмосфера безмятежности, какое-то странное чувство спокойствия и удивления. Столько «советов» я только в Харькове видел. За час нащёлкал пять штук разных, при том не напрягаясь и не торопясь. Жаль лишь, что сплошь бояны. Хорошо работают коллеги по охоте. А через месяц они уже будут выкладывать десятки пожарных и спасательных машин со всех областей страны. Амур дойдёт и до этого замечательного города.
Скрепя сердце, едем дальше. Наш следующий пункт — порт Ванино, самое узкое место нашего маршрута, от которого зависит успех всей поездки. Выпадет ли нам счастливый билет?
В чём же суть? С порта Ванино ходят паромы до Холмска (Сахалин) через Татарский пролив. Паромы оборудованы каютами, но основное их предназначение — грузоперевозка. Пока паром не загрузится полностью, он в море не выйдет. Не выйдет он в море и в непогоду. Это не шутка. Люди могут ждать своего отправления и три дня, и даже неделю. Тут уж как повезёт. Может так случиться, что паром причалит, а свободного места на нём уже не будет, придётся там по палубам кантоваться всю дорогу, благо есть сидячие места для любителей сэкономить и не самых удачливых персонажей.
В общем, мы готовились к худшему, но расчитывали на лучшее. Именно поэтому ещё за месяц до прибытия в порт мы забронировали себе места по телефону. Это не дало стопроцентной гарантии отправления в тот же день, но шансов прибавило.
Фортуна улыбалась нам, а мы улыбались ей в ответ. Уже через час после прибытия поезда мы проходили контроль на посадку. По Ванино погулять не удалось, но это нас нисколько не расстраивало!
Это вам не паром в Финляндию. Алкоголь на борту запрещён, не говоря уже о холодном оружии. Нож пришлось сдать помощнику капитана. Топор… какой топор? У нас его как будто бы и нет;-)
Вот и наша каюта. Не пять звёзд, конечно, но в принципе всё есть — 4 койкоместа, столешница, рукомойник, шкафчик для вещей. Все названия и указывающие таблички написаны на японском, каюта же вдоль и поперёк — на русском — от банальных «ДМБ92», до загадочных и манящих «Итуруп», «Корсаков», «Кунашир»…
В стоимость билета входит один талон на питание, добавка — уже за деньги:-) Созерцание Японского моря — бесплатно!
Закат — тоже изумителен. Где-то там недалеко за горизонтом Страна Восходящего Солнца:-)
Не успевает ещё солнце скрыться, а слева по борту уже виднеется долгожданный Сахалин,
но Холмска мы достигнем лишь к трём часам утра. А до того надо хоть чуть-чуть поспать.
Следующий день будет суровым, что он нам несёт…
На Сахалинскую землю мы ступили только в четыре утра. Нож вернули без вопросов, так что все остались при своих.
Нас дружно погрузили в автобус и довезли до центра города. И вот тут возник вопрос. В наших планах была серьёзная пешка по неизвестной и местами труднопроходимой местности, но идти по темноте хотелось едва ли. К тому же запасов еды почти не осталось. Расчёт был на то, что мы прибудем в Холмск, когда магазины уже откроются, не спеша затаримся и выдвинемся. События развивались очень стремительно (спасибо парому). К счастью круглосуточный магазин в виде решётчатого окошка с сонной продавщицей в Холмске нашёлся.
Прикупив необходимого, было решено выдвинуться ближе к началу пути, то есть выйти из Холмска и дождаться где-нибудь рассвета. Нас интересовала старая узкоколейная японская железная дорога — один из самых живописных туристических маршрутов, весьма популярный как среди местных любителей природы и истории, так и среди немногочисленных приезжих. На картах, которые удалось скачать, не было толком указано как именно выйти на эту железку, мы решили ориентироваться по берегу моря и идти на юг, пока не найдём нечто приметное. Сказано, сделано!
На полпути вдруг дорога, и без того хреновая, закончилась. Улица города упёрлась в густо заросший крапивой и белокопытником погост. Яндекс показывает идти прямо, а прямо кладбище непролазное. По правую руку где-то внизу идёт железная дорога от сортировочного узла, которая явно нас выведет куда надо. Пошли пробираться вниз, спускаться по насыпи, хватаясь за лопухи, чертыхаясь и перекликиваясь в темноте. Что подумал сторож на ЖД станции, я не знаю, но собаки явно спятили. Ещё бы! Ночь-полночь, с погоста сквозь кусты перекатываясь и вопя надвигается странное нечто по контуру ни как на человека на похожее (в комуфле с рюкзаками и палками).
Вот так вот поклонившись унылым могилам спускаясь по склону, по траве зелёной, формировалось в нашей компании первое впечатление об островной растительности.
В общем, вышли с горем пополам к морю в 100 метрах от развилки, с которой и начинается манящая своей красотой и загадочностью японская узкоколейка, соединявшая в своё время города Моака и Тоёхара (Холмск и Южно-Сахалинск).
Теперь оставалось дождаться рассвета, попрощаться с заливом Невельского и Японским морем, немножко согреться, подкрепиться бутербродом и в путь!
Озеро Тайное на рассвете:
Это тот короткий отрезок дороги по которому хоть изредка, но ходит Д2-008/009, развозя дачников и туристов.
Мы же вышли слишком рано, чтобы встретиться с поездом. Наша цель — пройти весь маршрут, а именно от Холмска до Чапланово (~30 км) за день, чтобы сэкономить ещё день для непредвиденных ситуаций.
Станция Николайчук. Конечная. Поезд дальше не идёт, просьба освободить вагоны.
А в августе 45-го младший сержант Николайчук и его штурмовая группа освобождали эти территории от японцев.
Эх… Знали бы они тогда, какой станет эта земля…
Вот теперь точно конечная!
Красный прямоугольник намекает — дальше начинается самое интересное.
Остаётся меньше пяти километров до первой цели — «Чёртового моста».
Фотки фотками, а увидеть самому — это того стоит!
Наверху торчит оборонительный японский дзот. Взять штурмом мост было ой как непросто!
Уговаривать идти дальше по дороге, а не по лестнице вверх, пришлось недолго. В километровом тоннеле света в конце не видно.
Внутри этого и многих других тоннелей дорожного полотна нет, но шпалы местами встречаются. Приходится смотреть в оба и идти очень аккуратно.
Второй тоннель даётся легче:
На выходе стена почёта. Ну, а мы скромные ребята, «тут был Kompot» помечено ватермаркой:-)
Вот ради чего всё замышлялось:
Подо мной 40 метров до входа в первый тоннель. Построить такое надо было догадаться!
И всё равно, природа своё возьмёт. Тропический климат и растительность способны уничтожить любое техническое сооружение, если за ним не следить.
И, чем дальше мы пробирались вглубь острова, тем сильнее это ощущалось.
Я чувствовал, что стихия ещё сыграет с нами злую шутку и психологически готовился к этому.
На этой дороге множество тоннелей и галерей. Поначалу мы их считали, а потом просто сбились со счёта. Даже сейчас, пролистывая фотографии, сложно точно назвать их число. Где-то пишут, что тоннелей 10, где-то 9. С галереями всё ещё более запутано.
Одно мы знали точно — нас ждёт три моста! Один уже позади.
Лепота!
Вот и второй мост. Где-то читал, что называется «Ведьмин». На вид метров тридцать в высоту, но опасность представляет большую, чем предыдущий. Шпалы начинают редеть где-то на середине, а могут просто лежать и шататься — гнилые костыли больше их не держат, ближе к концу шпал вообще нет, и конструкция моста покрыта трухой и сажей. Однозначно, ведьмы опаснее чертей.
Только тут мы поняли, как нам везёт с погодой! Но вслух об этом не говорим, дабы удачу не спугнать. Пройти этот мост в моросящий дождь крайне сложно и опасно! Перила протягивать бессмысленно, уж очень длинными они должны быть!
Пригубив коньячка, двигаем дальше уже бодрее, время не ждёт!
По дороге встречается дикая малина и безымянные ручейки.
Заблудиться тут невозможно. Дорога одна. Всё, что не на ней, находится за зелёной непролазной стеной. Вот, например, зданьице заброшенного полустанка.
А это уже крупная когда-то железнодорожная станция Камышево, названная в честь протекающей поблизости речки.
Недалеко от неё устроили привал. Судя по времени, такими темпами часа через три мы достигли бы конечного пункта назначения. Так что до вечера ещё было далеко, а пустые желудки уже напоминали о себе. Зачем мне пришла в голову идея набрать воды, я не знаю — привычка, оставшаяся с Кавказа, видимо. В общем, журчание реки я слышал прекрасно. От лагеря она была метрах в двадцати, а потому я взял бутылку и пошёл продираться через заросли на звук. Вышел, спустился к берегу, набрал воды, а вот как обратно идти?
Звучит как бред, но было не до смеху. Вот — я же тут шёл к реке. Но здесь невозможно пройти — заросли крапивы, тростника и всяческих колючек стоят плотной стеной. Товарищи, почуяв что-то неладное, начинают меня звать, а я в ответ возмущаюсь, чего это они уже уходят без меня. Никуда, говорят, не уходят, сидят на том же месте что и раньше, меня ждут, бутерброды кушают. Во дела! Ну, говорю им, вы там потрындите ещё, эфир позасоряйте, а я на звук попытаюсь выкарабкаться. Обратно я до них шёл минут восемь-десять. Серьёзно. А ведь это каких-то 20 метров, а может и меньше! Зато с водой пришёл — уже неплохо:-)
Больше никаких экспериментов, только группой!
А, однако, распогодилось!
Вот вроде бы мародёры в металл сдают рельсы и перекрытия, но делают это тоже с головой, чтобы не развалилось всё к чёртовой матери!
Но, что не может развалить человек, разрушит природа:
Очередной безымянный полустанок с козырьком показывает нам, что раньше здесь была железная дорога.
Тоннель подсказывает, что где-то тут гора.
А вот брод подсказывает…
что мы явно сбились с курса
и дальше не пройти. Чапланово совсем близко. И где-то рядом третий по маршруту мост. Оттуда он мне прекрасно виден. Сейчас по высокой воде на эту сторону никто не ездит, но, когда река мелеет, по этой дороге может проехать техника «осваивать» остатки железной дороги. Именно по этой дороге мы шли от последнего тоннеля. Начинаем вспоминать, где же разминулись с узкоколейными путями. Да. По дороге метрах в восьмиста отсюда был заброшенный полустанок, который смотрел… козырьком в лес! Всё ясно. Надо идти назад.
Мост мог быть давно заброшен и непроходим. Опыт Ведьминого моста показал, что это вполне вероятно, а потому мы вдвоём с товарищем бросили рюкзаки и налегке отправились на разведку. Если мост окажется непроходимым или до него никак не добраться, придётся продумывать, как перейти реку-либо в узком месте валить дерево, либо искать брод вверх по течению.
Естественно, ни то, ни другое делать не хотелось, все и так уже порядком устали.
Мост оказался не подарок, но, по мнению большинства, лучше предыдущего, даже не смотря на отсутствующую секцию и бурный поток реки, угрожающе шумящий.
Однако добраться до моста-то ещё приключение. За пару лет, пока здесь никто не проходил, дорога заросла так, что определить её можно было только интуитивно по насыпи и кое-где торчащим железнодорожным костылям.
Благо, опыт продираться сквозь сахалинские заросли у меня уже был:-)
Ещё немного, и мы в Чапланово!
Кто-то добрый оставил это здесь:
Дойдя до посёлка, мы поняли как устали. Весь день на ногах, да ещё после овощного сплава на пароме, хотелось просто упасть на месте и выключиться до следующего дня. Вот только отдыхать на помойке не хотелось, а ничего кроме помойки в местных окрестностях не было. Всюду мелькали следы «пикников».
Не, это не за нами, просто дорогу спросить:-)
Из-за предложения поискать лагерь почище, чуть до ругани не дошло. Решением стало то, что кто-то идёт в посёлок за едой, а кто-то, найдя подходящее место, перетаскивает туда вещи и рюкзаки.
В итоге встали прямо напротив того места, где пытались форсировать речку вброд. Было сыро, но чисто. Даже начавшийся дождь не помешал насладиться местными консервами, пивом и первым днём пребывания на острове!
«Погоду — как украли!» — повторяли мы друг другу, понимая, что и так уже накаркали. Ну, а что же Вы хотели?! В августе на Сахалине дождь!
На следующее утро мы спешно собрались и двинули дальше. Погода была неясная, но временно прекратившийся дождь позволил нам сложить палатки и утрамбовать рюкзаки.
Нас ждало Чапланово,
лёгкий завтрак
и дорога в Южный:
Именно так по-простому местные называют Южно-Сахалинск.
Автобус до него стоил за сотню и шёл из Холмска. Стандартный для тех дорог корейский скотовоз с цветными шторками, весь в бирюльках и кисточках, потрёпанный жизнью, списанный на родине и доживающий своё здесь под суровой рукой сахалинских мужиков на дорогах, частично японских, и уже типично русских.
За окном мелькали «совок»
и храмы,
заправки
и жраленки…
Прибыв на площадь Ленина прямо к ЖД вокзалу, надо было решить основную задачу — где расположиться в городе. О хостелах тут никто не слышал, а гостиницы все были забиты под завязку. Оно и понятно. Всего неделю назад пошла рыба. А вместе с тем наприлетали и люди — на сезонную работу. Девушки на ресепшенах лишь скромно пожимали плечами и предлагали зайти через недельку, может быть что-то изменится, хотя все понимали, что отток пойдёт лишь в начале сентября с окончанием сезона.
Томить не буду. Нашли быстро однушку совсем недалеко от центра. Вышло недёшево — пятёрка за два дня, но торговаться не хотелось, мы и так теряли время.
За полчаса не торопясь от вокзала дошли до места дислокации. По дороге ловили на себе любопытствующие взгляды. Прямо у вокзала к нам подбежала девушка, отбившись от свадебной процессии, не удержалась от вопросов, откуда мы и куда, где были, и как хорошо было бы с нами пойти, но… свадьба:-)
Ещё не раз я буду убеждаться в том, что главная достопримечательность островов — это люди! Слегка осторожные, но в то же время открытые и готовые помочь. Ещё в Чапланово нас останавливали местные и с интересом расспрашивали о нашем приключении, делились своими историями… Продавщица в магазине разводя руками рассказывала, как к ним недавно заходил медведь…
Да что там говорить! Забегая вперёд, скажу, что даже бандиты в тех краях приятнее в общении, чем какой-нибудь консультант в подмосковном «Связном».
С юмором у сахалинцев тоже всё в порядке:
Гагарин в их представлении выглядит, например, именно так:
а пограничники — так:
Хотя им есть, чем гордиться. Это аллея славы:
Один из героев запомнился нам своим эффектным именем.
Уже в краеведческом музее наткнулись на информацию о том, что в одном из самых кровопролитнейших сражений на Курилах при операции захвата острова Шумшу он умело командовал ротой автоматчиков, и смог переломить исход битвы в сторону победы Советских Войск. Это было в августе 45-го, когда для большинства советских солдат война уже закончилась.
Местами здесь по-прежнему сурово:
к вопросу об обшивке домов, строительству тротуаров:
… хотя, что там говорить…
пусть хоть что-то делают.
Но некоторые вещи я не могу понять никак:
Кладбище военной техники в квартале от краеведческого музея. К слову, вот краеведческий музей:
построенный ещё японцами в традиционном японском стиле тэйкан (帝冠, «Императорская корона»).
А это жилище Южно-Сахалинского бомонда в стиле хрен-пойми-чё (ごみ, «не пришей козе рукав»)
Парк Чехова напротив Дома Правительства (большого серого параллелепипеда) смотрится очень живо и позитивно даже в дождь.
А как вам такое чудо?
В общем, Южно-Сахалинск может много чем удивить!
Своим флотом:
Кольцевой железной дорогой:
пусть детской и небольшой,
зато с современным подвижным составом!
Зоопарком с настоящим уссурийским тигром!
Увлекательной историей!
Скучно не будет, это точно!
Особое внимание я уделял, понятное дело, автопарку:-)
и правилам дорожного движения,
в том числе на тротуарах,
и пришёл к выводу, что всем на эти правила положить. Оно никому не надо. И без них хорошо. Я ни разу не встретил никаких аварий, даже незначительных! Хамства нет. Нам всегда уступали дорогу, будь то пешеходный переход или нет (разметки-то там уже давно нигде нет). Все ездят быстро и на разные цвета светофора, но делят между собой дорогу вполне!
Я нисколько не оправдываю никого. ПДД пишется кровью. Я лишь искренне выражаю удивление.
Вчетвером мы прожили в Южно-Сахалинске 2 дня. На второй день хотели было идти на пик Чехова, но погода решала за нас. В результате увидели только самого Чехова, точнее памятник ему:
А вот из того, что нам не удалось посетить, так это Железнодорожный музей с его уникальными экспонатами. Говорят, что их и так неплохо видно с улицы:
Жаль, однако. Ну, почему все железнодорожные музеи так криво работают?!..
Отдельно стоящий перед вокзалом японский паровоз серии D-51:
год постройки 1949.
«Вот такая колея была!»
А какой станет… это мы скоро увидим.
Приехать в Южный и не посетить рынок — невозможно!
И не потому, что в магазинах дорого (да, в магазинах действительно дорого),
но и потому, что именно на рынке представлено всё разнообразие местной «кухни»:
Оно плавает и шевелится:-)
И всё это можно пробовать!
Сахалинский лопух, морской виноград, папоротник и кукумария.
Ресторанами мы тоже не брезговали, искали корейскую кухню,
находя множество непонятного и магического… например, вот это устройство:
Кругом дипломированные инженеры и даже кандидат наук, но что это конкретно и как работает, так и осталось загадкой.
Но, городские экскурсии заканчиваются, пора перекусить на ночь,
поставить фотоаппарат на зарядку
и лечь спать. Завтра ранний подъём и длинный день. Опять рюкзаки, опять дороги…
Следующий день нам предвещал поездку на мыс Великан — одно из самых узнаваемых и красивейших мест острова Сахалин. Дорога туда возможна лишь по хорошей погоде и на хорошей машине. Более того, мы не собирались возвращаться обратно в город, а хотели прежде самостоятельно изучить озёра вдоль залива Мордвинова. Проводником и экскурсоводом любезно согласилась стать Дина, энтузиастка в нелёгком деле сахалинского туризма.
Идея бросить нас на обратной дороге «где-нибудь у озера» пришлась ей по душе с одной оговоркой о звонке по возвращению в город, чтобы знать, когда вызывать МЧС.
Дорога до посёлка Охотского идёт гладко, но после асфальт сменяется грунтовкой, разбитой большегрузами.
Вот тут прекрасно видны масштабы рыбного промысла.
Там, где можно ехать по берегу моря, все едут именно по берегу моря.
Заброшенные поселения перестают быть таковыми во время сезона.
И, чем дальше удаляемся от них вглубь острова, тем отвратительнее становится дорога.
Только минивэн с душой военного джипа способен с лёгкостью преодолевать крутые подъёмы и спуски, брод и глубокую колею.
А вокруг красота!
Дина рассказывает, что можно есть, а что нельзя:-)
Это есть можно!
И это тоже, но не так вкусно.
Карликовая рябина.
А что у нас здесь?
Кто повнимательнее, уже заметил. Рыба!
Вот так, практически голыми руками, можно поймать горбушу. А мы едем дальше…
И вот оно! Охотское море!
А лучше не так даже… Вот он! Тихий океан!
Радости нет предела!
И рыбы здесь ещё больше.
При заходе в речку её может выкидывать волной на берег.
Но чаще не волной, ей помогают это сделать.
Да и не на берег, а сразу в кузов.
С периодичностью 10–15 минут по этой дороге ходят гружёные Уралы и Камазы. И каждый возит по 12–15 тонн рыбы с утра и до позднего вечера семь дней в неделю на протяжении всего сезона нереста.
За последние годы политика по лову рыбы приобрела такие уродливые формы, что они могут стать настоящей экологической катастрофой. Изменения уже на лицо. Выловленная рыба не доходит до верховья рек, не размножается, и с каждым годом её становится всё меньше. Ту, что разводят, не успевает восполнить популяцию. Мишки в поисках еды, которой им всё меньше, спускаются вниз по рекам и частенько забредают к людям. Медведь, не боящийся человека, представляет реальную угрозу, таких необходимо отстреливать. И это лишь малая часть последствий…
В общем, природа штука сложная, и те процессы, куда влезает своей загребущей рукой человек, всегда оборачиваются ему боком.
Ну да я отвлёкся, а ребята уже дальше убежали. Мыс Великан. Что там такое мелькает?
Гадюка греется на корягах, считая это место своим домом.
Ну, да мы же «поглядим и выйдем». Даже ночевать здесь не собираюсь. Я же не тучка… и не медведь:-)
Ходить по побережью
интересно.
Из камней складывается причудливый пейзаж.
С многими скалами здесь связаны настоящие легенды,
А что-то уже дорисовывает воображение.
Но фотоаппаратом это не передать,
Остаётся только наслаждаться
И придумывать забавные названия.
Вот эта скала, например, называется «Чёртов палец»:
«Птичий»:
Иногда на берегу попадаются интересные камушки с бурной геологической биографией:-)
Но нет ничего лучше после долгой прогулки, как устроить себе обед из наваристой ухи и прочих деликатесов:
Ещё немножко погуляв, насладившись скальными пейзажами, отправляемся назад.
Преодолеваем перевал, едем к заливу Мордвинова
и мчимся непосредственно по побережью в сторону посёлка мимо рыбацких причалов.
Справа море, слева озёра.
«Можно нам вылезти где-нибудь тут?» — «Точно в город не поедете?»
«Зря, что ли, рюкзаки брали? Нет, дальше мы сами».
С этими словами мы попрощались. Дина с водителем уехала домой в Южный, оставив нам пару напутствий, тару с ухой, немного дров, пожелания удачи и множество прекрасных впечатлений.
Мы же разложили лагерь, развели костёр и, уже под луной, пошли купаться в море (исключительно для галочки, ибо холодно), а потом сразу в озеро (с той же целью), погрелись коньячком, погрелись у костра, посмотрели за звёздное небо и дружно пошли спать.
Сны снились яркие и беззаботные, а где-то вдалеке гудела рыбацкая техника, кранами тянули сети.
Разбудили нас тёплые лучи яркого солнца.
Неспешно позавтракав, кумекали, где-таки мы точно находимся, и что же делать дальше.
Лагерь наш был разбит на берегу Свободинского озера в 10 километрах от посёлка Охотское и километрах в двух по прямой через непролазные болота от озера Тунайча. В это время на ней проходил какой-то молодёжный форум (типа Селигерских нашистов), что причиняло уйму неудобства местному народонаселению ввиду повышенной активности органов правопорядка.
Нам тоже эти форумы были малоинтересны, хотелось природы и уединения. Решено было двинуться на озеро Изменчивое. Вообще, места рядом с Тунайчёй — магические, таящие в себе загадки и хранящие множество легенд, способных шокировать любого закоренелого скептика, а озеро Изменчивое одним своим названием уже привлекает всякого рода любителей эзотерики.
Нас же интересовало оно больше как природное явление. Не на всех картах оно изображено как озеро, а всё потому, что является им только наполовину. Оно отделено от моря тонкой перемычкой. Во время прилива эта граница исчезает, берега озера расширяются, и оно становится одним целым с морским заливом. Когда море отступает, уровень воды в озере падает, берега смыкаются образовывая почти строгий овал. Поэтому вода в озере бывает то солёной, то пресной, течение в протоке меняет своё направление, да и само озеро временами превращается в лагуну. Непростительно было бы такое место не посетить:-)
Собираем рюкзаки — и в путь!
По дороге встречаются и вот такие чуднЫе озёра:-)
Идём по тропинке вдоль берега моря.
По дороге идти невозможно — по ней постоянно ходят гружёные КамАЗы, поднимая столбы пыли. Стоит сказать, что именно благодаря грузовикам с рыбой дорога и существует. За сезон она убивается в ноль, а с наступлением нового сезона её ремонтируют ровно настолько, чтобы по ней смогли проехать грузовики… И так каждый год.
Знаки предупреждения о возможном цунами
Знаки о том, что мусорить нехорошо.
Жаль только, что многие здесь не умеют читать.
Коллективное фото на фоне Охотского моря.
Пролив Красноармейский.
Номер на катере: р0826СЯ
Также встречаются серии СЮ и СХ.
РСХ4156
Victoria — старшая сестра южно-сахалинской Санта Марии:
Где-то строят новое,
забивая на старое…
Полузаброшенная рыболовецкая артель.
Перешагнуть через её шлагбаум оказывается практически единственным путём пройти к Изменчивому.
Далее только по берегу моря,
слабо приспособленному для какого-либо перемещения.
Этот Бигхорн стоит там уже давно, видимо. Лобовое разбито, номеров нема… Нужен кому? Может кто потерял?
Вообще, таких брошенных авто разной степени разобранности тут довольно много. Там-сям на побережье озера ржавеют остовы машин, а чуть глубже в лесу мы наткнулись даже на заросший кустами автобус времён японского Сахалина:-)
Ну, да мы отвлеклись, а тем временем вот оно — озеро Изменчивое!
Слева на снимке видна протока, а рядом с ней толпы рыбаков. Вот эти господа прямо из УАЗика рыбу ловят:-)
Пока искали место для стоянки, от солнечной погоды и намёка не осталось.
Вот оно — озеро, дорога к протоке и дремучий лес у подножья горы Выгоды.
В итоге встали на небольшой полянке в лесу, на той, что была не так загажена мусором от приезжих рыбаков.
Выше в гору на тропинке встречаются следы крупного медведя. Да, мы знали, что тут они водятся, но сталкиваться нос к носу с мишкой не хотелось. Летом медведи обычно сыты и не лезут к людям в поисках еды, но это обычно. Нюха у них хватает, чтобы отыскать зарытую на глубину до полутора метров пустую банку сгущёнки, а аппетита — чтобы её вырыть и сожрать.
Поэтому единогласно было принято решение всё съестное собрать в кучу, закрыть в пакет и отнести на 15 метров от палаток. Простая мера предосторожности, ничего более. И, тем не менее, ночь была неспокойной.
Дождь лил всю ночь и всё утро. Когда он прекратится, не знал даже сах.ком.
Погода на Сахалине — штука непредсказуемая. Поэтому, может быть, про него частенько забывают в новостях центрального телевидения. Можно всегда смело говорить, что на Сахалине дождь, потому что где-то он по-любому будет. Сахалинцы так к этому привыкли, что не обращают на него никакого внимания. Серьёзно. Когда мы гуляли по Южному, постоянно ловил взглядом местных модниц, которые спокойно ходили по улице в коротких ярких платьицах на каблучках и без зонтов. А ведь, будь я в Москве, даже выглянуть на улицу в такой дождь не подумал бы. Нет, может я бы и выглянул, но изнеженные москвички и носу бы не показали. А сахалинки под дождём легко гуляют, улыбаются и чувствуют себя вполне комфортно:-) Подумаешь, что-то с неба капает!
Нам надо было торопиться на автобус до Южно-Сахалинска. Быстро собрались и побежали.
Обратите внимание — протока исчезла, берега озера замкнулись, уровень слегка упал, но вода отошла от берега метров на восемь.
До остановки идём в ливень, мокрые насквозь.
Нас обгоняют ребята на мопеде. Тут же проезжает фура, обдавая всех взвесью грязи и воды… Ветер с моря добавляет разнообразия своими порывами, пробирающими насквозь.
Веселье прерывает моя супруга заявлением, что это ей надоело, что она хочет остаться в городе в тёплом помещении и мечтает о самолёте домой. Что ж, её можно понять.
Во время поездки на автобусе Охотское — Южно-Сахалинск дождь заканчивается, печка высушивает вещи и одежду. На железно-дорожный вокзал мы прибываем уже практически сухие и согретые.
Тем не менее, гарантировать, что погода теперь будет такой же прекрасной, я не могу — иду искать хоть какое-то жилье для любимой. Сложно, но всё-таки находится одно местечко с подселением в двухместном номере гостиницы «Рыбак» как раз на три дня.
Перебрав рюкзаки и выложив всё ненужное, отправляемся покушать, теперь уже китайской кухни.
Потом бегом на рынок за продуктами
и в поезд. Нас ждёт хребет Жданко и бухта Тихая,
а жену — соседка из Кунашира с рассказами о Курильских островах.
Мы, теперь уже втроём, отправляемся на север с целью покорить-таки хотя бы одну вершину острова и посмотреть на Охотское море с другой менее популярной, но не менее красочной, стороны.
Железнодорожный музей, вид из окна поезда:
Брошенная военная часть:
Забавно, на обратном пути заметил, что будка КПП сложилась внутрь, а крыша обвалилсь. Ничего себе изменения за три недолгих дня?!
Ну, и такие виды за окном — не редкость:
Вот и бухта Тихая. Стоянка по расписанию — 1 минута. Спасибо проводнику, что напомнил нам про пакеты с едой!
Пакуемся и идём на встречу приключениям.
Дорогу к побережью нам показывал браконьер с местного рыбхоза, приехавший на том же поезде, что и мы. Много всего интересного рассказывал нам. Пока дошли до поселения, было уже прилично темно.
Техника, которой пользуются рыболовы, должна верой и правдой отслужить сезон. Большего от неё не ждут. С началом следующего сезона грузовики шаманят, собирают, если надо из трёх один, вешают номера по жалению и так откатывают очередной сезон. Цикл замыкается. Вот тут на фотографии виден кран-балка, собранный из рамы и куска листового железа — всё, главное ездит, а значит функционирует, большего и не надо.
Вообще автомобили там — своя тема. Можно ездить вообще на любом «франкенштейне», любом «самоваре» и «роспиле». Если ты не выезжаешь с острова — всё нормально. При определённых условиях гайцы закрывают на это глаза. Я считаю, вполне нормально. Трафик на острове разреженный и тому не мешает.
Утро следующего дня было странным.
Великолепный, почти фантастический пейзаж вокруг никак не сочетался с той помойкой по всему побережью рядом.
Всё дело в том, что сюда легко добраться на машине. Это излюбленное место пикникования местных жителей. Мы приехали туда в середине недели, поэтому кроме нас на пляже не было никого, но следов жизнедеятельности человека было зашкаливающе много!
Точнее, кроме нас было много всякой живности, в основном птиц, пирующих на этом празднике жизни:-) Некоторые не чурались жрать и друг друга:-)
Насмотревшись на картины естественного отбора, мы движемся дальше, огибая мыс, разделяющий лагуны Тихой бухты.
Остров Заметный и гряда прибрежных скал, гасящих морскую волну.
Побережье, излюбленное место отдыха сахалинцев.
Вид на залив.
Спускаемся вниз к дикому берегу. Здесь редко уже бывают люди — с моря через скалы заходить опасно, а по суше надо преодолеть пятнадцатиметровый подъём по отвесной глиняной «стене» или, как мы, забраться по жёлобу горной речки.
Это идеальное место для будущего лагеря. Скалы защищают от ветра и дождя,
а также дают простор для игр и дурачества:-)
Покидав рюкзаки в кусты, налегке собираемся к покорению хребта. Тут, как по команде включается сильный дождь, но разве он может помешать нашим дерзким планам?!
Тропинка еле заметна и заросла высокой травой. Местами она достигает человеческого роста.
Частенько на дороге встречаются гадюки.
Человека они не боятся и уползать с его пути не спешат. Понятно, они тут главные, а люди — всего лишь незваные гости.
Но вот мы доходим до основания хребта. Ливень заканчивается, и туман открывает нашему взору первую вершину. Мокрые до нитки, даже ботинки набрали воды, мы не намерены поворачивать назад, а уж тем более ходить одной дорогой.
Забираемся на вершину.
Отсюда открывается обалденный вид на море!
Вершина взята. 301 метр над уровнем моря. (Наивысшая точка хребта Жданко 682 метра).
Только мы поднялись на вершину, как стал опускаться туман. Поднялся сильнейший ветер, и стало ясно, что дальше пройти сегодня не удастся.
Хребет Жданко — это одно из тех мест на Сахалине, где почти всегда стрёмная погода. Даже, если на берегу напротив Заметного светит солнце и безоблачное небо, вершина хребта может быть затянута свинцовыми тучами.
Когда мы спустились метров на пятьдесят, ту вершину, где мы стояли совсем недавно, заволокло плотной пеленой. Шли мы по тропе прямо по хребту.
Обратите внимание на деревья. Холодный ветер с моря дует постоянно, заставляя ёлки так причудливо расти.
Кроме ёлок, тут растёт много всяких эндемиков, редких цветов и кустарников, но нам больше были интересны, конечно, ягоды:-)
Брусника — здесь её даже не поля — здесь её моря! Ели её столько, пока челюсти не начали болеть, я языки — щипать. Часто здесь встречают медведей, пасущихся на таких ягодных полях:-)
Шикша — друг альпиниста и походника. Вкус у неё не такой насыщенный и яркий, как у брусники или малины, но она отлично утоляет жажду и восстанавливает силы.
Местная достопримечательность — сфинкс!
Многие приписывают ему магические свойства. Кто-то считает, что сфинкс — дело рук древних нивхов, кто-то — атлантов и инопланетян. Возможно, это естественное природное образование, но его особое местоположение придаёт ему свойства маяка, который отлично видно издалека со стороны моря. Он ещё не раз будет встречаться на моих фотографиях:-)
И со стороны Хребта всё отлично видно:
Этот берег — место нашего обитания на ближайшие дни.
Хорошо сидим!
Неожиданно скоро наступил вечер.
Одним из красивейших маршрутов в этих местах является проход по берегу моря с осмотром мысов, гротов и водопадов. Доступен этот путь лишь во время отлива. Нам повезло. На следующий день отлив был максимальным, погода благоволила!
Скалистые рельефы местами переплёвывали наблюдаемые у мыса Великан по красоте.
Но, чтобы всё это увидеть, иногда приходилось вот так идти вброд.
Учитывая, что мы шли по низкой воде, такие виды доступны далеко не всем и не всегда:-)
К тому же волны тут способны сбить человека с ног.
Больше всего в такие моменты я переживал за фотоаппарат, ведь он, в отличии от меня, плавать не умеет:-)
А вот кто умеет плавать, так это нерпы:
Человека они тут не боятся. В таких местах им не страшен ни один хищник, в том числе и мы.
А вот и водопады.
Их высота достигает 40 метров.
Грот, отличное место для лёгкого завтрака:
Арка называется по разным источникам «Окно в сказку» или «Окно в Европу»
(на этом месте должна быть политическая шутка, но её не будет)
Вместо этого очередной пейзаж со сфинксом.
С уверенностью могу сказать, что это те места, куда хочется вернуться снова.
Отдохнув и набравшись впечатлений, мы идём обратно к цивилизации.
Спускаемся вниз по речке
к рыбацкому лагерю,
и по наезженной дороге двигаем на станцию.
На этой фотографии показан мыс Пушкин. Можно догадаться по профилю.
У местных господ своеобразный юмор.
Сейчас в этих местах бывает мало туристов. В основном тут встречаются браконьеры, рыбнадзор и бандиты.
Так получилось, что общаться пришлось и с теми, и с теми. Оно и понятно, ведь тут по роду деятельности не всем по нраву, когда в их сторону светит объектив.
Однако, в тёмные дела мы старались не лезть и всем видом показывали это. Нас интересовал хребет, море, и железная дорога!
Вот так происходит переход с узкой колеи на «взрослую».
Переход на 1520 мм осуществляют сменой шпал, на новые, предназначенные для трёхниточного пути.
При этом для узкоколейки часто вагоны используют совершенно обычные со стандартными тележками и буксами. Меняются только колёсные пары — посадка колёс на оси под колею 1067 мм.
А вот такие тепловозы встречаются только здесь, на Дальневосточной Железной Дороге.
Грузовой состав на тяге ТГ16-081 и пассажирский «Сахалинский Экспресс», ведомый ТГ16-088:
Вон там на склоне, кстати, наша палатка виднеется:-)
И с неё открывается отличный вид на хребет и железку!
Самое место для медитации:-)
А ещё в этой точке проходит нефтепровод:
и газопровод!
Вот и вопрос знатокам?! Почему же при таком природном богатстве мы не можем жить как в Норвегии, например, или Дании?..
Но это больше риторический вопрос…
Со вздохами и некоторой грустью, что уже завтра нас ждёт Москва, мы уходим в закат на краю света.
…
Вместо послесловия.
Уже прошло больше полугода, как я вернулся из этого путешествия, но память рисует мне его в таких красках, будто это было вчера. С уверенностью могу назвать себя «человеком, влюблённым в Сахалин». Да, он может быть суров, может быть невыносим порой, но воспоминания о нём меня всегда греют.
Там живут прекрасные отзывчивые люди, там невероятно красивая уникальная природа, это щедрый и таинственный остров, который каждому может подарить что-то своё. Главное, не злоупотреблять этой щедростью, не перегибать палку и всегда оставаться Людьми.
Богатство природы, богатство истории-то, что делает Сахалинскую область уникальной, а путешествие туда — незабываемым!
Хэппи-энд!
Путешествуйте, друзья!
Открывайте новое, неизведанное!